Связаться с нами
192012, Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, д. 124, лит. А
+7 (812) 320-30-06 Пн-Пт 10-18
Главная / Обзоры и статьи / Зимний травматизм

Зимний травматизм

Зимний травматизм в общей структуре временной нетрудоспособности населения в России составляет до 15–18% и становится причиной 15–20% случаев инвалидности. Возрастные категории, в которых чаще всего происходят такие травмы (до 80%) - это трудоспособное население от 20 до 59 лет.

Травмы могут быть получены на производстве или за территорией предприятия. В любом случае они приводят к потере трудоспособности и прямым затратам для работодателя.

Виды зимнего травматизма:

  • Обморожения и повреждение кожи и тканей стопы и открытых участков тела
  • Травмы, вызванные падениями (переломы, вывихи, ушибы, черепно-мозговые травмы)

Как снизить процент травматизма и сократить количество больничных в зимний период?

Защита от холода

Надежная защита ног от холода является самым важным условием при работе в зимний период среди всех элементов защитной экипировки.

В отличие от других участков тела (например, руки, лицо), которые мерзнут локально, в случае, если холодно ногам – мерзнет весь организм.


Почему так происходит?

В стопе человека много сухожилий, мало мышц и совершенно нет жировой ткани, таким образом, тепло в ступне не сохраняется и обеспечивается только благодаря постоянному притоку крови к конечностям.

В стопе человека нет жировой ткани для сохранения тепла, поэтому стопа в большой степени подвержена обморожениям на холоде

Во время нахождения человека на холоде кровь густеет и кровоснабжение замедляется. В первую очередь кровь направляется к жизненно важным внутренним органам, а до ступней доходит понемногу и в последнюю очередь. Таким образом, кровоснабжение и естественный обогрев ступней на холоде снижается. Поэтому теплозащита ног на холоде должна быть выше, чем для других участков тела.

Согласно исследованиям НИИ Медицины труда РАМН (Афанасьева Р.Ф., Бурмистрова О.Р., Прокопенко Л.В. "Холодовой стресс: медико-биологические аспекты профилактики") при охлаждении тела человека наибольшие потери тепла связаны с ногами.

Участок тела Потери тепла, Вт Потери тепла, %
Голова 19,0 12
Руки 44,4 31
Туловище 36,0 25
Ноги 49,0 32
Всего 148,4 100


Также, по данным этих исследований, накопленная влага значительно снижает теплозащитные свойства обуви. Например, сапоги с синтетическим утеплителем при увлажнении подкладки снижают теплозащиту на 27 %, что равноценно снижению температуры окружающего воздуха на 7 градусов. После продолжительного намокания снижение теплозащитных свойств обуви может достигать 45 %.

Если обувь не обладает достаточными теплозащитными свойствами, то ноги быстро замерзают даже у молодого и здорового человека. Кроме того, при длительной эксплуатации обувь может намокать от снега снаружи и от потоотделения изнутри. Вода – самый лучший проводник тепла, поэтому в отсыревшей или мокрой обуви невозможно говорить о каких-либо теплозащитных свойствах обуви.


Чем опасно переохлаждение стоп?

  • Снижение общего иммунитета из-за стрессовой нагрузки на организм
  • Повышается нагрузка на сердце, которое вынуждено быстрее перекачивать более густую кровь
  • Охлаждение стоп приводит к обострению ЛОР заболеваний, острых и хронических
  • Может вызвать воспаление внутренних органов, в первую очередь расположенных в нижней части тела
  • Физические повреждения кожи и тканей стопы, обморожения различной степени тяжести

Умные решения в спецобуви для защиты от холода

Основные теплозащитные свойства обеспечиваются теплосберегающими материалами, установленными в качестве утеплителя и подкладки специальной обуви. Современные модели снабжены многоуровневыми системами защиты от холода и могут содержать до семи слоев различных материалов!

Компания «Модерам» имеет большой и давний опыт в разработках обуви для защиты от экстремально низких температур, испытания проводятся в НИИ Медицины труда РАМН на протяжении последних 15 лет. За это время были проведены сотни испытаний различных моделей обуви с разными вариантами утеплителей.

В таблице представлены результаты некоторых из этих испытаний. Как мы видим, обувь с одним слоем материала в качестве утепляющей подкладки, даже из качественного натурального меха не обеспечивает необходимую теплозащиту. На одном уровне с сапогами на натуральном меху находятся валенки. Проведя много разработок и исследований, специалисты «Модерам» выявили, что только использование многослойного пакета утепляющих материалов может дать высокие теплозащитные свойства в обуви.

Таким образом, еще раз обращаем ваше внимание: сапоги на натуральном меху и валенки не могут обеспечить адекватную защиту от экстремально низких температур и не отвечают условиям эксплуатации в 4 климатическом поясе!

Результаты испытаний спецобуви с различными вариантами утеплителей

Важно отметить, что в таблице приведены результаты испытаний новой, еще не ношенной обуви. В процессе эксплуатации теплозащитные свойства будут постепенно снижаться, так как утеплители подвергаются постоянному сжатию и истиранию со временем. Поэтому, выбирая утепленную обувь, необходимо предусматривать некоторый «запас» по теплозащите.

Важное условие сохранения тепла в обуви – это отсутствие намокания. Как мы уже говорили, спецобувь при намокании становится непригодной для носки на морозе.

Учитывая, что рабочую обувь носят непрерывно по 8-12 часов, чтобы обеспечить правильный микроклимат внутри обуви, водяные пары от стопы должны беспрепятственно выводиться наружу и не скапливаться внутри обуви.

Для этих целей применяются детали верха обуви, изготовленные из специального текстильного материала с высокой воздухопроницаемостью, и «дышащий» пакет утеплителя, который выводит пары влаги и быстро высыхает при просушке обуви.

Для особо сложных условий носки хорошо подходят модели с многослойным вкладным чулком – его можно быстро просушить, вынув из обуви.

Как быть, если температура воздуха в течение суток значительно меняется, либо меняется характер выполняемых работ (стоячая работа перемежается с активной), меняется влажность, сила ветра, а также восприимчивость к холоду, которая напрямую зависит от самочувствия человека, усталости, индивидуальных особенностей?


Дополнительная система обогрева

Дополнительная система обогрева позволяет настроить температуру внутри обуви индивидуально, в соответствии с максимальным тепловым комфортом для пользователя.

Тестирование специальной обуви имеющая систему обогрева – тепловизор показывает температуру внутри обувного пространства.

Система имеет три уровня нагрева, и легко активируется кнопкой, расположенной в верхней части обуви. Все элементы системы изготовлены во взрывозащищенном исполнении, провода заведены под подкладку обуви и не вызывают дискомфорта при носке. Непрерывное время обогрева составляет от 4 до 10 часов без подзарядки в зависимости от выбранного режима.

Нагревательный элемент расположен внутри подошвы и равномерно обогревает внутреннее пространство обуви, температура внутренней поверхности обуви, контактирующей со стопой, не превышает 40 градусов, поэтому полностью безопасна, не вызывает ожога или перегрева стопы. За счет прогревания внутренних слоев подошва не промерзает на холоде и сохраняет гибкость.

Важно понимать, что дополнительная система обогрева может применяться только в обуви, изначально обладающей необходимыми теплозащитными свойствами, так как несет не основную, а дополнительную функцию.

 


Устойчивость на обледенелых поверхностях

Говоря об утепленной обуви, нельзя игнорировать очень серьезный риск травматизма, связанного с падениями на обледенелых поверхностях. Зачастую, когда работы ведутся на обширной открытой территории, у работодателя нет возможности ликвидировать все участки гололеда в рабочей зоне.

Какие существуют на сегодняшний день решения в обуви для защиты от скольжения?

Первое - это металлические шипы, они обеспечивают наилучшее сцепление подошвы со льдом. Система поворотных шипов OC System марки ALPI позволяет использовать шипы только при необходимости. Однако в промышленных условиях металлические шипы имеют ряд недостатков, которые необходимо учитывать. При ходьбе по гладким необледенелым поверхностям (например, по металлическому настилу, кафелю и т.д.) обувь с шипами становится скользкой и неустойчивой. Шипы портят мягкие напольные покрытия. На взрывоопасных производствах использование металлических шипов недопустимо, так как они могут вызвать искру. Если вышеуказанных условий нет, то специальная обувь с шипами обеспечит надежное сцепление со льдом и безопасность.

Система поворотных шипов OC-system® марки ALPI

Как альтернатива шипам были разработаны технологии специальных вставок в ходовой слой подошвы, имеющих шероховатую поверхность. Противоскользящие вставки в подошве сохраняют устойчивость на других гладких поверхностях, не портят напольные покрытия, могут применяться на взрывоопасных производствах.

Спецобувь серии «Эверест» с технологией VIBRAM Arctic Grip Pro® - это первая совместная разработка «Модерам» и итальянской компании Вибрам. Эта технология специально создана для применения в рабочей обуви.

 

Тестирование сапог «Эверест»: сцепление с обледенелой поверхностью выше на 33 % по сравнению с аналогичной резиновой подошвой, но без противоскользящих вставок.

В настоящее время специалисты «Модерам» разработали подошвы собственного производства - это трехкомпонентная подошва из полиуретана с ходовым слоем из нитрильной резины с противоскользящими вставками «Шторм» и подошва из резины двойной плотности с антискользящими вставками серии «Драйв».

Обувь серии "ДРАЙВ" выполнена на резиновой подошве с противоскользящими вставками протектора

При проведении испытаний на скольжение в соответствии с ГОСТ Р ЕН ИСО 20347 и ГОСТ ИСО 13287-2017 на гладкой обледенелой поверхности, обувь на подошве с противоскользящими вставками имеет коэффициент сцепления в 1,5 – 2,5 раза выше, чем обувь на подошве ПУ/ТПУ.

Использование специальной обуви с современными системами профилактики зимнего травматизма может сократить до 18 % потерь, связанных с травматизмом и временной нетрудоспособностью в зимний период.

Все модели обуви «Модерам» с многослойными утеплителями

Все модели обуви «Модерам» с системами против скольжения на льду